понедельник, 26 апреля 2010
Песнь первая, ругательно-бессмысленная.
про эффективность
Тут у нас очередной закон принимать пытаются. Тихой сапой. И назван он так невнятно, что внимание не обратишь. Однако суть там следующая. Для сокращения расходов - и "повышения эффективности использования казенных денег" - предполагается очередная реформа образования (в частности, там вся бюджетная сфера реформируется). Точнее - переход к частично (как минимум) платному среднему образованию. Не высшему! Среднему! К чему это приведет - и без моих стонов предположить можно, желающие поинтересоваться - можете в интернете поискать, стартовая точка (если поисковик мучить тяжело) - ЖЖ юзер afranius. Я о другом спеть хочу. Об этой самой многострадальной эффективности.
Итак. Что наблюдается. Утверждается, что школа неэффективно использует бюджетные деньги. Вопрос - по каким критериям эта самая эффективность проверяется? Единственный разумный ответ, который я вижу - по результатам образования, т.е. по тем детям, которых школа в итоге выпускает. Этих детей я уже пятый год наблюдаю "с другой стороны" - они ко мне на первый курс приходят. И картинка получается следующая. Каждый год бывают те дети, которые не справляются. Факт. Но - если три года назад этих детей было 1-2 на курс (из 70 человек первокурсников), то в прошлом году их было уже 5, а в этом - более десятка. При этом проблемы возникают со школьным курсом. Первокурсник, не умеющий складывать дроби - явление реальное, и далеко не невозможное. Так что результаты наблюдаются действительно далекие от идеала...
А вот теперь пойдет "но". Три года назад с первого курса мы отчисляли. В прошлом году - почти нет. В этом году - совсем нет. А почему? Да потому, что большинство тех, кто не справляется - платники. И сразу же поднимается вой: "вы лишаете Академию денег!" Причем в этом году эту песню уже начали распространять и на бесплатников. Дескать, "бюджет платит Академии деньги за каждого студента, а вы этих денег Академию лишаете"... К чему это приводит?
Во-первых, к тому, что падает уровень знаний других студентов. Не тех, которые не справляются. Какая связь, спросите Вы? Связи две. Во-первых, дети не слепые и не дураки. И видят, что некоторые не учатся (часто - демонстративно не учатся), и при этом не вылетают. Пропадает отрицательная часть мотивации к учебе - "учись, а то вылетишь". Во-вторых, если на занятии сидит человек, который не тянет, но при этом - пытается, то его становится жалко. И начинаешь пытаться говорить проще и медленнее. В итоге - страдают сильнейшие, которым сказанное тобою уже очевидно, и им бы дальше - а ты тут все с тривиальными вещами ковыряешься.
Во-вторых, к тому, что эти самые "не тянущие" понимают - им никто ничего плохого не сделает. И начинаются проблемы с их попытками себя на занятии развлечь - ибо слушать непонятное нечто слишком тяжело. В итоге получается некий edutainment вместо нормального обучения.
Так вот, к чему была вся часть про "но", если с первым - то есть с наличием проблемы - я вроде как согласился? А к тому, что пока описанная мною картина наблюдается только в ситуации (частично) платного вуза. А будет - везде. Со школы начиная. Так как школы тоже станут частично платными. Понятно, что с тем, что получится, никакого дела иметь не хочется. Ибо оно нерукоподаваемо. Вывод - надо думать над альтернативой. Про альтернативу предполагается спеть песнь вторую.
Песнь вторая предполагается длинной и надолго, потому - не сегодня.
@темы:
образование и обучение,
Бред,
Наука,
Тексты - мои
Возвращаемся в тёмные времена, когда образование было привилегией людей образованных >____<
Нет цензурных слов!!!