Информационное. Просьба - распространить и довести до сведения тех, кто будет сдавать ЕГЭ по математике (профиль) в этом году. Информация получена после выяснения вопроса о том, почему балл пробника у нескольких писавших в этом году людей оказался необычно низким. Далее приводится копия письма, которое мне переслала моя хорошая знакомая. Даже если эта информация окажется не соответствующей действительности - предлагаемые ниже особенности оформления не могут привести к снижению балла. Поэтому - лучше перестраховаться.

Итак.

После проведения и проверки пробного экзамена ЕГЭ по математике, прошедшего для школьников Москвы 12.05.18 стали известны значительные изменения в правилах оформления работы ЕГЭ по математике. Этими новыми инструкциями будут пользоваться эксперты ЕГЭ на экзаменах по математике 1.06.18 и 30.06.18.

Изменения в сторону сильного уменьшения лояльности и повышения жесткости. Это плохая новость. Но вполне вероятно, что из-за этого на экзамене 1.06.18 (и возможно 30.06.18) будут предложены стандартные задачи, не сложнее задач прошлогоднего ЕГЭ, т.е. задачи не будут усложнять, т.к. иначе вместе с сильно ужесточенными правилами можно получить огромное кладбище близких к нулю работ (что пока, скорее всего, не хотят). И это хорошая новость.

Т.е если учесть все эти изменения и быстро к ним приспособиться (что вполне реально), то можно даже получить от этого плюсы, т.к. решить задачу все равно тяжелее, чем ее оформить.

В этом письме я очень подробно расписываю известные мне на данный момент произошедшие изменения (если в дальнейшем что-то еще узнаю, то обязательно сразу напишу). Если для вас важна ваша будущая оценка по математике, то обязательно несколько раз полностью прочтите это письмо и постоянно используйте эту информацию при решении вариантов ЕГЭ в оставшиеся 2 недели.

Большинство из этих изменений не будут для вас неожиданными, т.к. ранее при проверке ваших оформленных работ ЕГЭ я многократно говорил о таких требованиях. Но с формулировкой, что если это не писать, то вы зависите от мнения проверяющего эксперта ЕГЭ, который может после этого зачесть задачу, а может и не зачесть. Тк. об этом в правилах проверки не было ни слова (те данная вещь была на усмотрение проверяющего). Но теперь он точно обязан поставить 0 за всю задачу в такой ситуации, т.к. теперь это четко требуется в правилах.
В некоторых случаях (их немного) появились абсолютно новые требования (их ранее не было ни на одном экзамене и ни на одной олимпиаде). Эти случаи я отмечу отдельно.

1. Про ОДЗ и отбор по ОДЗ. ОДЗ или не выписывать, или если выписываете, то вы писать все условия полностью. Т.е. если одно из условий следует из другого (например, x>0; 3x>0), то теперь вы обязаны выписать оба условия, иначе за всю задачу поставят 0, тк по умолчанию будут считать, то вы не заметили второе условие, вам повезло и вы случайно получили верный ответ. Этого раньше не было.

Напоминаю, что ОДЗ --- просто пересечение областей определения всех функций, входящих в условие уравнения или неравенства (из школьных функций запреты есть только у 1/f (f/=0), sqrt(x), (x>=0); log_f(g) (f>0, f/=1, g>0), arcsin(f), arccos(f) (-1<=f<=1) и всех их сочетаний). Больше никаких запретов при выписывании ОДЗ нет.

Обязательно указать, что какой-то ответ не подходит по ОДЗ (если это произошло). Найти итоговое ОДЗ (пересечение всех условий) и четко его выписать (если начали писать ОДЗ), или указать, что какие-то условия проверять не надо, если они автоматически учитываются в решении уравнения или неравенства.

При равносильных переходах в решении не обзывать как ОДЗ то, что не является ОДЗ. Например, sqrt(f)=g <=> {f=g^2; g>=0. Здесь g>=0 не ОДЗ (см определение ОДЗ выше). Иначе ставят 0 за всю задачу.

2. Обоснование знаков + или - при решении методом интервалов. Если ничем ни подтвержден, ни обоснован выбор знаков + или - при решении неравенства методом интервалов, то сразу ставится 0 за всю задачу.
Т.е. или для обоснования выбора знаков сначала решается уравнение (ищутся нули функции) и потом прописываются подстановки знаков в каждом из интервалов (те обязательно пишем (f(3) = .... >0, f( - sqrt5)= .... <0). Это называется обобщенный метод интервалов и это менее выгодно по времени для решения егэшных неравенств.

Или логарифмическое, показательное или какое-то другое выражение при решении неравенства заменяется на многочлен, сохраняющий его знак. При этом обязательно для каждого выражения полностью пишется фраза: заменяем (log_3(x-4) - log_3(x+5)) на многочлен, сохраняющий его знак при всех x из ОДЗ и далее пишем галочку-сравнение и полностью его расписываем, или после первого использования такой фразы для первой замены далее используем слово "аналогично" для других замен. Здесь в итоге получается неравенство с многочленом.

Но для неравенства с многочленом теперь по новым правилам тоже надо обосновать выбор знаков. Например, для неравенства (x-1)(x-2)^2(x-3)^3>=0 теперь обязательно надо написать или подстановки во всех интервалах (что гораздо длиннее и дебильнее): f(x)=(x-1)(x-2)^2(x-3)^3, f(0) = (-1)(-2)^2(-3)^3 >0, f(1.5) = (0.5)(-0.5)^2(-2.5)^3 <0, f(2.5) = (1.5)(0.5)^2(-0.5)^3<0 , f(4) = 3(2^2)(1^3) > 0. Либо (что намного короче и умнее) один раз в самом правом интервале расписать подстановку, а потом объяснить чередование знаков, с учетом степеней скобок: f(4) = 3(2^2)(1^3) > 0, т.к степени скобок (x-1), (x-3) нечетные, то знак меняется при переходе через нули этих скобок, тк степень скобки (x-2) четная, то знак сохраняется при переходе через нуль этой скобки. Т.е. эти фразы надо написать на чистовике. Это то, что мы раньше делали в уме, но теперь обязаны написать на чистовике, иначе задачу полностью не зачтут. Этого раньше не было.

3. Обоснования в 17 (экономической) задаче. Полностью по каждому году расписать оставшийся долг (или сумму вклада) и платеж этого года. Написать, что данная величина долг, а данная --- платеж. Т.е. нельзя уравнение или неравенство, из которого вычисляется ответ, взять сразу с потолка. Если не будут подробные записи по каждому году, сразу ставят 0 за задачу и дальше не решение не смотрят. Все величины, введенные вами в решении, обязательно в тексте решения определяются: пусть Sр -- сумма кредита, процент r, x_2 --- платеж за 2019 год и тд.
В производственной задаче подробно объяснить, откуда взялось ограничительное условие (уравнение или неравенство), откуда функция, для которой ищется наибольшее, или наименьшее значение. При вычислении производной обязательно указать и обосновать ее знаки. При решении методом линий уровня обязательно объяснить, что линии смещаются параллельно вверх (или вниз) и ищется крайняя точка множества. Координаты соответствующих точек обязательно на рисунке подписать. Подписать уравнение всех линий на рисунке. Объяснить, почему именно в данной точке достигается наименьшее или наибольшее значение (или через угловой коэффициент линии уровня, или через сравнение значений во всех точках).

4. Графическое решение в 18 задаче (с параметром). При графическом решении обязательно подписать на графике уравнения всех линий. Привести на чистовике вычисление координат всех точек пересечения и написать эти координаты на графике рядом с соответствующими точками. Вычислить координаты вершин парабол (если они есть), указать их на графике. Указать центры и радиусы окружностей, координаты центров нанести на графике. Вычислить на чистовике значения параметров, при которых происходят касания. На графике указать нарисовать и подписать все линии, зависящие от параметра, которые проходят через концевые точки интервалов ответа. Например, если параллельно смещается линия y=x+a и ответ имеет вид a in (-1; 2]U{3}U(4;+infty), то на графике надо нарисовать и подписать прямые y=x-1; y=x+2; y=x+3; y=x+4.

5. Обоснования в задаче 13б. Если используется графический отбор (на окружности или на прямой) корней в задаче 13б, то обязательно надо на рисунке (на выделяемой дуге окружности, или на прямой) подписать концевые точки интервала отбора и полностью на рисунке указать значения всех отобранных точек. Т.е например, если отбираем серию x=pi/2 + n2pi на [2pi; 3pi], то нельзя на выделяемой дуге нарисованной окружности (или на прямой) просто поставить вверху безымянную точку, или написать рядом с ней pi/2 + n2pi, а надо обязательно на рисунок (дугу окружности, или прямую) нанести значения 2pi, 3pi и нанести вверху именно то значение, которое будет отобрано, т.е. 5pi/2. Т.е. обоснованием отбора в данном случае является рисунок, на котором четко указано взаимное расположение концов интервала отбора и отобранной точки. И так надо сделать по каждой отобранной точке (можно на одном рисунке, лучше на разных).

6. Обоснования в задаче 14 (стереометрия) и задаче 16 (планиметрия). При обоснованиях в задачах по геометрии нигде теперь не надо писать знак => (следовательно), т.к. в обосновании мы обычно по очереди доказываем некие факты (1), (2), (3), а потом после последнего делаем вывод => , ссылаясь на какую-то теорему. Например, в первом предложении доказываем, что треугольник АВС равнобедренный. Во втором доказываем, что АМ --- его медиана. Раньше мы сразу писали => АМ -- высота АВС. Теперь по новым правилам так нельзя (сразу 0 за всю задачу). Т.к. то, что АН высота следует из двух фактов: того, что АВС --- равнобедренный и того, что АМ --- его высота. А мы в своих записях, ставя знак => только после последнего факта показываем, что мы вполне можем быть даунами, которые думают, что каждая медиана автоматически является высотой в любом треугольнике. Этого раньше не было.
Теперь лучше делать так. Либо каждый из этих ранее доказанных фактов пронумеровать. Например. ....тогда АВС --- равнобедренный треугольник (1). ..... отсюда АМ --- медиана АВС (2). Из (1) и (2) => АМ -- высота АВС. Т.е. собирать ранее доказаные факты воедино, прежде, чем делать очередной вывод, показывая четкое знание соответствующей теоремы. Либо не использовать знак =>, а использовать слова тогда, поэтому и т.д. (но не использовать слово "следовательно").

В задачах 14 и 16 теперь необходимо полностью обосновывать каждый геометрический факт (кроме совсем близких к аксиомам, типа того, что если С между А и В, то АС+ВС=АВ). Т.е. не пропускать доказательства равенства каких-либо банальных треугольников, отрезков, параллельности каких-то прямых и т.д. Т.к. иначе могут поставить 0 за всю задачу сразу. Этого раньше не было. Это увеличивает время оформления каждой из этих задач примерно на 10 мин (по сравнению с более короткими обоснованиями), но это не критично.

7. Обоснование примера в 19 задаче. Если в пункте а или б требуется привести пример, то теперь недостаточно записи типа: да может, например, 1;2;3;4;5. Теперь еще обязательно надо показать, что условия, которые требуются от этого примера, выполнены. Т.е. протсо проверить их в тексте чистовика.