Предварительное.Предварительное.
Речь в переносимом тексте идет о реалиях вполне конкретного цикла полигонных игр. Это, например, "Цена жизни, цена крови". А потому - не стоит влезать в комментарии к этому тексту с криками о том, что "вот у такого-то автора вампиры совсем не такие". Я собираюсь говорить о вполне конкретных вампирах из вполне конкретного мира. И даже не совсем о вампирах.
О вампирах и эмергентах.О вампирах и эмергентах.
Введение.
1. Диета данного конкретного хомяка - это его личные трудности. В ситуациях, когда хомяк пытается стать саблезубым, его социально урегулирует, как бы лично крут он ни был. "Если история чему и учит, то только тому, что убить можно кого угодно".
2. Основная проблема. У вампиров есть форма технологии ТДМВ ("ты-должен-мне-верить", терминология В.Винжа), реализованная в виде браслетов. Дальше "есть два выхода":
2а. Браслеты - "глупое" ТДМВ, и по сути имеют две функции: пассивную, сковывающую возможность действий грубо физически (этакие "кандалы из воздуха"), и активную - при прямом приказе превращают носителя в робота, следующего букве инструкций.
Этот вариант маловероятен (т.к. плохо согласуется с текстом описания браслетов, который я помню), хотя лично для меня он был бы комфортнее.
2б. Браслеты - "умное" ТДМВ, и могут менять модель поведения и волю носителя вплоть до полной "перепрошивки" личности. Именно об этом варианте у меня и пойдет речь долго и подробно.
Слово о противнике.
"Умное" ТДМВ - явление, которое мне кажется злом в значительно большей мере, чем сам факт пищевых пристрастий всякоразных хомяков. Попытаюсь отрешиться сейчас от своего взгляда на это явление, и посмотреть на браслеты в варианте "умного" ТДМВ, как на технологию. Итак.
i) Браслеты являются промышленной, точнее - индустриальной технологией с точки зрения производства: браслеты для зубастика не единичная и уникальная вещь, не чудо и не сверхмогущественный артефакт. Расходка, хоть и дорогая - и не более того.
ii) Браслеты допускают тонкую настройку "под пользователя", и в этом смысле являются продуктом высокой технологии. Пояснение: индивидуально настраиваемый интерфейс для продукции массового производства - штука достаточно поздняя.
iii) "Умное" ТДМВ (браслеты в частности) делает возможным, эффективным и экономически выгодным рабство, так как решает проблему добровольного вложения максимума физических и интеллектуальных усилий при фактическом отсутствии дополнительных затрат на контроль со стороны пользователей.
iv) Браслеты являются метатехнологией по Переслегину: даже имея в руках работающий экземпляр браслета, его нельзя разобрать-изучить устройство-скопировать, не зная заранее, как он устроен.
v) При минимальной аккуратности пользователя, результаты применения "умного" ТДМВ (в частности, браслетов) являются почти необратимыми даже для того уровня технологии, который уже позволяет браслеты создать. Для стороны, не обладающей знаниями в той области, в которой лежит технология создания браслетов, применение против нее ТДМВ приводит почти всегда к невозвратимым потерям.
Аналоги.
Кроме браслетов, мне с ходу припоминается только три варианта технологии "умного" ТДМВ из различных миров.
1. D&D. Заклинания школы Enchantment, причем браслеты относятся скорее к варианту Dominate, чем к варианту Geas/Quest, так как не позволяют отказаться от навязанного курса действий, причинив тем самым физический вред себе.
2. Заклятие Imperio из мира Гарри Поттера.
3. Фокус эмергентов (Вернор Винж, "Глубина в Небе") - пожалуй, наиболее близкий аналог технологии браслетов, хотя и реализованный в техногенном мире.
Позиция.
Мне все-таки ближе технологические миры, чем магические. При таком подходе, я рассматриваю браслеты как личное оружие информационной (пост-индустриальной) фазы развития. Соответственно, против пользователей ТДМВ является честным, правомочным и справедливым применение любого другого оружия той же фазы развития, в частности:
- боевых и разведывательных БПЛА
- управляемых крылатых ракет, в т.ч. с ядерными боеголовками до 10 кт
- химического оружия с коротким временем действия, типа VX - газов
- искусственно созданных вирусов с наведением "на генотип"
- средств информационной войны, в том числе инициирование сетевой травли и судов Линча в режиме флешмоба.
Мнение мастера.
У зла тоже есть место под солнцем. И плохим парням нужны такие игрушки, которыми не будут играть хорошие. Технология ТДМВ с моей точки зрения безусловно входит в категорию таких игрушек. Замечу в скобках, что по области и методикам применения ТДМВ ближе к камере пыток, чем к ядерной бомбе, и имеет схожие проблемы при моделировании. Кроме того, ТДМВ на игре - тест на пожизневое доверие между участниками отыгрыша, и всего лишь одно неаккуратное с точки зрения игрок-игрок взаимодействия его применение может вылиться в неигровой конфликт (вплоть до разрушения игры). Сумма - "применять с осторожностью, беречь от детей. Один миллиграмм - специя, два - яд."