Во-первых, полезная ссылка в рамках "охоты на Минотавра".
http://warrax.net/behavior/00.html. Это работа по социологии, заинтересовавшая меня весьма необычным подходом к проблеме (да, меня как математика радует, когда научная работа не просто обладает предсказательной силой, но к тому же эту предсказательную силу можно самому проверить и посчитать). Про формальную этику, введенную в работе, я еще буду думать.
Во-вторых, случился у меня вчера вечером разговор в электричке.
прелюдия к формулировкам, лирическое малоинтересноеПолу-бессмысленный, конечно, потому как моему собеседнику нужен был слушатель, а не собеседник. Но это, впрочем, неважно. Важно то, что придется мне еще раз сформулировать утверждение об эффективности, которое являлось неким лейтмотивом всего этого разговора. Потому как слово "эффективность" сейчас у всех на слуху, а вот что это слово на самом деле обозначает, как выясняется, понимают далеко не все. И получается в итоге "партия за все хорошее против всего плохого". Что бессмысленно.И опять про эффективность. Формально.Во-первых, абстрактной "эффективности" не существует. Точно так же, как не существует абстрактной "оптимальности", и связанной с последним термином процедуры "оптимизация", понимаемой как нечто самодостаточное и абстрактное. Все эти термины не определены в отсутствие критерия, по которому оценивается ситуация или процесс. Под оцениванием я понимаю не отнесение процесса к одной из двух категорий ("хорошо"/"плохо"), а возможность сравнить текущую реализацию оцениваемого процесса с другими. При этом, в идеале, критерий должен быть не качественным ("лучше"/"хуже"), а количественным ("лучше на ... процентов"). Почему количественный критерий лучше качественного? Очень просто. Улучшать нечто (в понимании качественного критерия) можно сколь угодно долго, просто делая это очень мелкими шажками.
Пример: "в следующем году ваша зарплата вырастет на 100 рублей". Иди поспорь, что твою зарплату не улучшили.
Во-вторых, под термином "эффективность" обычно (умалчивая это) понимается "эффективность относительно некоторого критерия". Т.е. считается, что чем "лучше" (сейчас неважно, качественно или количественно) изучаемый процесс по некоторому критерию, тем "эффективнее" реализация этого процесса. Обычно в качестве такого критерия выступает нечто финансового характера (затратность, прибыльность и т.д.). Но критерий при этом частенько забывают оговорить, а это приводит к разнообразному взаимному непониманию. Прежде чем демонстрировать примеры, скажу пару слов об "оптимизации". Под термином "оптимизация" обычно понимают изменение текущей реализации оптимизируемого процесса таким образом, чтобы реализация этого процесса становилась более "эффективной". Здесь, опять-таки, спрятан вопрос о критерии, по которому происходит оптимизация. Когда этот вопрос игнорируют или забывают, случаются неприятности.
Пример: ВУЗ. Современный, коммерческий, с частично платным обучением. В качестве критерия для оптимизации берется финансовый: соотношение прибыли от получаемой с платных студентов оплаты + государственного финансирования (а оно у всех гос. ВУЗов есть, и не маленькое) к затратам на поддержание функционирования ВУЗа. После этого естественными (в рамках оптимизационного процесса) становятся такие шаги, как увеличение количества часов, которые преподаватель должен отработать на 1 ставку, увеличение оплаты за обучение, уменьшение количества преподавателей в штате (с мотивацией "у вас на кафедре не выработано ХХ часов, потому у вас УУ лишних ставок"). С точки зрения финансовой, после этого эффективность ВУЗа возрастает. Однако, когда после этого пытаются измерить ту же самую (с точки зрения измеряющих) эффективность с помощью других критериев (к примеру, степени усвоения материала студентами), то обнаруживается, что эффективность... снизилась.
Другой пример. Всякого рода конкурсы закупок, связанные с распределением государственных денег. До тех пор, пока единственным критерием является финансовый (минимальная цена контракта), ни о каком качестве нельзя и говорить, а кроме того, качество может неконтролируемо ухудшаться (оно ведь не является необходимым требованием).
Вот такая вот лирика, с математикой и экономикой в комплекте.