Мы по уши в трусости и бессилии,
От рождения - старики...
Медведев.
От рождения - старики...
Медведев.
Человек сам по себе слаб. Человеку тяжело одному. Человеку нужна опора. Цель. Смысл того, что человек делает. Горы вдалеке, к которым можно идти. Это вовсе не означает, что без «большого и чистого» человек немедленно остановится и погибнет. Нет. Просто если видишь, куда идешь, то идти легче. А иначе – начинает казаться, что ходишь по кругу, и задумываешься от усталости – а не бросить ли все это бессмысленное блуждание. И прикладывать усилия без ясно видимой цели тяжелее. Хотя бы какой-нибудь маленькой, сиюминутной, мелкой цели. А чем более важен объект устремлений, тем большие затраты сил для его достижения становятся оправданы. По крайней мере, лично в глазах того, кто себе эту цель поставил. Отсюда, конечно, возникают всякого рода неприятности – вроде «цель оправдывает средства» и прочей пакости в стилистике «меньшего зла». Но если цели просто не видно совсем – то прикладывать усилия становится банально незачем. Стоячее болото. Забвение. Впрочем, такие крайности обычно не встречаются – либо являют собой необычайную редкость. Обычно какая-нибудь цель все равно есть. Просто она кажется мелкой и незначимой даже в собственных глазах. А дальше – «не больно-то и хотелось», «оно тебе надо». Уменьшается объем усилий, которые необходимо совершить для достижения цели. Затем – если все цели в течение достаточно долгого времени таковы – этот объем усилий становится нормой. И нечто большее начинает казаться неподъемным. А со временем – не только начинает казаться, но и становится неподъемным на самом деле. Говорил бы о физическом труде, сказал бы – «мышцы атрофируются». Впрочем, и здесь это подойдет. Как метафора.
Человек сам по себе слаб. Человеку тяжело одному. Человеку нужна опора. Цель. В общем-то, это банально и очевидно. А потому при изучении человека возникает мысль описывать его, описывая его цели. Пока речь идет об описании одного отдельного человека, этот способ описания достаточно понятен и работает корректно. Как следствие, возникает мысль использования метода описания человека через его цели и при изучении групп людей. Кроме этого используется усреднение информации о каждом конкретном человеке из группы. В результате исследователь получает некоторый список целей, к которым стремятся изучаемые им люди, а также – сколько раз та или иная цель встречается в списке. Дальше исследователь начинает играть с этими данными (цель плюс частота упоминания этой цели) как с кубиками, пытаясь получить некоторую закономерность. Выстраивает цели в цепочку – по частоте упоминания. Разбивает их на группы по признакам, которые кажутся ему общими. Получает «пирамидку целеполагания». Из познавательного интереса проверяет свою работу на другой группе. И оказывается, что к другой группе такая классификация целей по частоте появления тоже подходит (может быть, приходится где-то подправить названия групп, в которые попадают цели – «уровней пирамиды», но в итоге все сходится). Исследователь радуется. Понимает, что он узнал нечто новое о мире. Печатает статью в научном журнале. И переходит к другим исследованиям.
Человек сам по себе слаб. Человеку нужна опора. Цель. И отыскать для себя большую цель самому – очень тяжелая задача. Такая, которая сама может быть большой целью. Но далеко не все люди перед собой эту задачу ставят. Обычно, в поиске цели человеку помогают окружающие. Общество людей всегда содержит в себе какие-то убеждения, некоторое понимание о том, что такое «правильно» и «неправильно», «хорошо» и «плохо». А от этих убеждений до формулировки личной цели все-таки ближе.
Потом приходит рекламщик. То есть, простите, менеджер по продвижению продукта. Причем рекламщик далеко не бездарный и действительно желающий сделать свою работу хорошо. Но для того, чтобы продукт пользовался спросом, его следует описывать так, чтобы люди увидели в нем если не цель, то хотя бы хороший инструмент достижения цели. И чем больше людей так отреагирует, тем большим спросом будет пользоваться отрекламированный продукт. Рекламщик решает подойти к вопросу научно, и находит в старом журнале статью исследователя о «пирамиде целеполагания». Радуется тому, что нашел полезную вещь. И использует результаты статьи для формирования рекламы. В результате – продукт хорошо продается, рекламщик доволен и решает пользоваться таким методом и в дальнейшем.
Возникает положительная обратная связь.
Дело в том, что информация из статьи, переработанная и сделанная максимально привлекательной в процессе создания рекламы, возвращается обратно в человеческое общество. Наблюдатель перестает быть независимым и начинает активно воздействовать на процесс. Дело в том, что реклама старается использовать положительные формулировки – «хорошо», «правильно», «удобно». И при активной трансляции эти формулировки становятся частью убеждений общества. Не самой важной, не самой большой – но частью. И начинают использоваться людьми при построении целей. Достаточно часто – неосознанно. В результате – построенная исследователем теория начинает работать со временем еще лучше, чем раньше. Положительная обратная связь заработала.
Что из вышесказанного следует? Что процесс усреднения целей идет с положительной обратной связью. А значит, при отсутствии сознательного сопротивления практически не остановим.
Человек сам по себе слаб. Человеку тяжело одному. Человеку нужна опора. Цель. Мы очень привыкли идти более простыми путями. Но я предпочитаю идти к своим горам.